Дизайнер Наталья Шумиловская рассказала, как сейчас устроена модная индустрия.
06.03.2024
0
С раннего детства я наряжалась в мамины и бабушкины вещи, придумывала образы, потом стала рисовать эскизы одежды. Родители были уверены, что в семье подрастает модельер, и всячески меня в этом поддерживали. Лет с десяти я уже начала шить вещи для себя, а с пятнадцати — для клиентов на заказ. Это были мои одноклассницы, которые видели на мне необычные вещи и хотели такие же, а следом и их мамы.
Оглавление
Вы хотели учиться у Зайцева и Юдашкина, но не попали ни к одному, ни к другому. Не жалели об этом?
Не совсем так. Моя бабушка, видя мое увлечение модой, написала письма и Зайцеву, и Юдашкину. Но ответа на них мы так и не получили. Конечно, учиться у таких больших кутюрье — это очень почетно. Но, давайте откровенно, много ли их учеников сейчас на слуху? Я ни в коем случае не хочу умалить их таланты и значимость для мира моды. Просто хочу сказать, что если по-настоящему хочешь заявить о себе в фэшн-мире, то есть и другие двери. И если одна заперта, другая откроется даже без подходящего ключа.
Кто стал вашим проводником в мир моды? Какие важные уроки вы для себя, как для дизайнера, извлекли?
Я закончила колледж моды в Москве, потом пошла учиться в Институт индустрии моды. А когда закончила, стала работать в разных российских и западных компаниях — у производителей одежды и аксессуаров. Это был очень интересный опыт — с постоянными поездками в Китай и Европу. Я изучила индустрию производства одежды изнутри — не только, какие этапы проходит то или иное изделие до того, как оно попадет в руки покупателю. Самое важное открытие было в том, что смелые дизайнерские идеи, которыми и я в том числе хотела удивить мир, не имеют ничего общего с повседневной жизнью. Мы ходим на работу и свидания, встречаемся в подружками в кафе, гуляем с детьми и домашними питомцами — и в этих повседневных задачах хотим комфорта и выглядеть стильно и уместно. Этим масс-маркет и отличается от высокой моды — тренды подстраиваются под жизнь, а не наоборот.
А как появилась идея создать свой бренд? Почему сделали ставку именно на женскую одежду?
В 2009 году я сидела в декрете с ребенком и попутно изучала детские онлайн-платформы и интернет-магазины. И меня удивило, что при всём многообразии детской одежды красивых шапок на рынке почти не было. Тогда я решила взять всё в свои руки и создала свою первою дизайнерскую коллекцию зимних шапок. Это был фэмили лук — шапки в одном стиле для мам и детей. Я разместила свою коллекцию на популярной онлайн-площадке. Это был успех — она моментально была распродана. Я поняла, что угадала потребности рынка, и решила масштабировать свой бизнес. На следующий год моя коллекция под брендом SHUMI уже была представлена практически во всех детских сетевых магазинах премиум сегмента.
В 2014 году мой, тогда очень успешный бизнес, оказался под угрозой разорения. Кризис сильно ударил по премиум-сегменту, в котором мы работали. Клиенты стали отдавать предпочтение более дешевым брендам, и мы остались с почти полными складами товара, закупленного на кредитные деньги. Я тогда пережила большой стресс. Но смогла взять себя в руки. Вместе с командой мы стали пробовать абсолютно новые варианты продаж, чтобы распродать коллекцию и спасти ситуацию. Один из вариантов был развивающийся маркетплейс Wildberries. К нашему удивлению, весь товар был распродан моментально. Даже более того, маркетплейс открыл для нас новые горизонты. Из чего я сделала для себя два вывода. Первый — что в нестабильной экономической ситуации сегмент масс-маркета более надежный. Второе, что маркетплейсы — это новое мощное направление продаж и его надо изучать, чем мы и занялись. Пришлось, конечно, подстраиваться под спрос, сместиться в более доступный ценовой сегмент и даже добавить новое направление — одежду. Причем, не детскую, а женскую — здесь был больше спрос. За пять лет мы стали настоящими экспертами по маркетплейсам. А в августе 2023 года вошли в топ-100 самых продаваемых брендов женской одежды.